Фотографии Норильска

в разные эпохи, времена, мгновения...

Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
Зимний Норильск
sd3 wrote in norilsk_photo

День 3-й. Дудинка.

Этот день был последним полным днём для нас в Норильске. Следующим утром нам предстояло прощаться с Таймыром и ехать в аэропорт. Но провели день мы совсем даже не в Норильске, а в Дудинке.

Артём снабдил нас телефонами таксистов и расписанием вахтовок до Дудинки (кстати, на автовокзале не имеют представления о расписании вахтовок), без которых мы никуда бы не уехали. Дорога по прежнему была закрыта, но в любую погоду по дороге ходит пассажирский транспорт - ездят вахтовки и пригородные автобусы до Кайеркана и Алыкеля.

Мы пришли на автовокзал в соответствии с расписанием и увидели КамАЗ-вахтовку маршрута №115 до Дудинки. Недолго думая, мы в неё залезли. Мы не очень представляли, как будем потом выбираться обратно. Но у нас в запасе были ещё телефоны таксистов. Вахтовками распоряжается дудинское АТП, поэтому расписание Норильск-Дудинка устроено так, что удобно ехать из Дудинки в Норильск и возвращаться обратно в Дудинку. А вот из Норильска это наоборот совсем неудобно. Другими словами, наша вахтовка через полчаса после прибытия в Дудинку отправлялась обратно в Норильск, и больше уже из Дудинки ничего не шло. Но это ладно, нам всё равно надо было погулять в Дудинке, так что поехали. Только сели, Дане позвонила журналистка. Они неожиданно вспомнили о нас, но на сегодня мы были для них уже потеряны - договорились встретиться завтрашним утром, пораньше, перед самолётом.

Отвлекусь на минуту. Интересная деталь, которая лично меня удивляет. Два города - Дудинка и Норильск. На Таймыре больше городов нет (формально Диксон это пгт, но он стремительно превращается в село, теряя жителей). А эти расположены к тому же рядом, всего 100 км. При этом оба настолько самодостаточны, что общение между ними происходит минимальное. Конечно, без дудинского порта Норильск не смог бы выполнять свою металлургическую миссию, а жители умерли бы с голоду без подвозимого оттуда продовольствия. Но я не об этом. Народ не ездит из одного города в другой. Насколько я смог понять, практически не ездит. И раз нет спроса, то и сообщение между городами соответствующее.

Вахтовка заполнилась целиком, благо в ней не так уж много места, как в автобусе. Последними влезли какие-то тёплые пассажиры без мест, они расположились в конце салона рядом с нами на полу и стали вяло переругиваться с женщиной и её сыном. Кажется, они добивались своих неотъемлемых прав на то, чтобы: во-первых, убрать её багаж куда-нибудь совсем; а во-вторых, на этом месте пить водку по пути, а ещё обсуждали планы вписки в отделение милиции в Дудинке, видимо, чтоб переночевать там. Но как-то ничего не добились по обоим пунктам и просто заснули на полу. Тундру по дороге через замёрзшие окна видно не было. Вахтовку нещадно трясло, а окна всё прояснялись и светлели, что говорило о том, что настаёт день.

Я проснулся уже в Дудинке. Вахтовка распределила пассажиров по остановкам и на последней вышли мы, рядом с Торговым центром, который в Дудинке одновременно считается за вкусное кафе и автостанцию. Тут же обнаружилось несколько вечно-дежурящих таксистов, мы спросили у одного из них, довезёт ли он нас потом до Норильска. Он сказал, что может, дал нам телефон. Почему-то мне в этот день казалось, что на улице как-то особенно мрачно. Действительно, в Дудинке как будто было темнее. Потом я понял - было пасмурно и никакой полярной зари. Первым делом мы сходили посмотреть на порт. Ведь это самое главное в Дудинке! Енисей! Его почти не было видно, всё терялось в дымке падающего снега и сумерках. Здесь Енисей уже ужасно широк, но дробится на протоки, поэтому в хорошую погоду другой берег видно. Сходили к Журавлиной горке - высокой части порта, где стоит здание управления (Заполярный транспортный филиал Норникеля), тут, за портовыми кранами в тумане снега можно было различить устье реки Дудинки.

Журавлиная горка

Для профилактики цветового голодания призываю всех посмотреть какое-то время на эту картинку

...

Мы уже немного проголодались, поскольку не имели привычки в Норильске завтракать в гостинице, и зашли рядом в портовую столовую, но было ещё рано, нам сообщили, что повар только что пришёл и ничего не успел приготовить. Тогда мы спустились в нижнюю часть порта, где маневрировали жд составы и стоял ледокол Дудинка - я его видел в 2008 году в мурманском порту! Тогда я только смотрел на него и мечтал попасть в Дудинку. :) Полтора года назад тут в порту под погрузкой стояли две "Морковки", но сейчас мы не обнаружили ни одной. Я должен пояснить - "морковками" тут называют транспортные суда нового собственного флота Норникеля - это недавно построенные 5 дизель-электроходов: "Норильский Никель", "Заполярье", "Талнах", "Надежда" и "Мончегорск".

Я снова вспомнил, как читал, что весной, точнее уже летом, в июне, во время ледохода вся нижняя часть порта начисто сметается стихией, и потом отстраивается заново. Сейчас тут всё было тихо, как будто ничего никогда и не происходит.

Если я не ошибаюсь, это снегоуборочный агрегат

Ледокол "Дудинка"

Енисей.
Чернеется другой берег. Точнее, это не берег, а остров Кабацкий. За ним вторая протока.

В порту в этот день было как-то слишком тихо

...

Даня - красавец! И никто не придирётся, действительно стоит.

После прогулки вдоль порта мы кварталами вернулись на главную площадь города и зашли в только что открывшийся новый Таймырский краеведческий музей.

Городская речка. Помню, летом этот вид впечатлил меня одним из первых, наверное даже первым.
Первое впечатление от заполярного города. Коммуникации-потроха. Я как это увидел, так обомлел! Ну и потом я уже ходил и восторгался.

Улица Горького

ДК на центральной площади

Музей новый, здоровенный! Нам повезло, он только-только открылся (раньше он находился в другой части города). Мы обнаружили работающие экспозиции на первом и третьем этажах - второй готовился, там царил творческий беспорядок и группа худождников что-то расписывала у стен. Первый этаж музея очень забавный, он целиком и полностью посвящён советским фотографиям знатных оленеводов. Т.е. такое количество знатных оленеводов нигде не увидишь больше, его даже тяжело пережить, так внезапно оно на тебя сваливается. А вот третий этаж наоборот серьёзен - тут рассказывалось об освоении севера, о первых таймырских экспедициях, великих открытиях, лётчиках и мореплавателях. Также и о лагерном прошлом Таймыра. Музей мне понравился, такое впечатление, что это теперь самое большое здание в Дудинке.

На улице уже почти полностью стемнело, и мы решили не испытывать лишний раз судьбу и попытаться не теряя времени уехать обратно в Норильск. Но ещё ведь надо было поесть! Да, сначала поесть.

Центральная площадь погребена под снегом. В Дудинке очень крута эта центральная площадь.
Тут и ДК, и администрация, и Ильич, и церковь, и парковый ряд фонарей на набережной. И ещё шикарный вид сверху на порт!

Вот он

Мы поспешили в портовую столовую - нам непременно хотелось отобедать там, ибо портовая столовая - это статусно и круто! А портовая столовая Дудинки - статусно и круто вдвойне! Не могу сказать, что кормят там вкусно, однако жаловаться было грех, мы пообедали и вызвонили нашего таксиста. Он сказал, что из-за метели до Норильска он нас не довезёт, сможет только до Алыкеля или максимум до Кайеркана. Это в принципе нас устраивало, потому что и оттуда и оттуда ходили уже городские автобусы Норильска.

Несколько ночных кадров Дудинки на память:

Сели, доехали до кордона со шлагбаумом, таксист вышел, долго пропадал в будке, я уже решил, что нас не выпустят из города, но нет - он вернулся и мы поехали дальше. Видимость была очень плохая, но разделительную полосу было видно почти всё время, я пытался наблюдать за дорогой, но после прогулок на морозе, после обеда, да ещё в тепле - меня сморило. Когда я проснулся, оказалось, что мы уже проехали больше половины пути, проехали мимо Алыкель и вроде бы туда нас не пустили (там было по-другому, наверное таксист сам не захотел, я просто не разобрался в тонкостях его стратегии), мы ехали дальше - к Кайеркану. Я посмотрел на дорогу и испугался. Почти ничего не было видно в метели, мы пристроились к цепочке машин и неспеша преодолевали горки и изгибы шоссе, которые угадывались только по красным габаритным огням этих машин. Вдруг впереди показался кордон. Наш таксист остановился и начал разворачиваться. Он не собирался проезжать кордон (этот кордон вкускал в город, но не выпускал обратно). Ему, как жителю Дудинки, невыгодно было въезжать в Кайеркан, если потом его не выпустят.

Мы снова поехали по тёмной тундре, теперь уже в одиночестве. Таксист созванивался со своими коллегами и узнавал, вышели ли автобус из Алыкеля. Он собирался пересадить нас на него по пути. Вот тут уже мне стало страшно. Т.е. видимость хоть какая-то, которая была раньше - совсем исчезла. Впереди, освещаемые фарами, пролетали облака снега. Хочешь - езжай прямо, хочешь, поворачивай направо, хочешь - налево, разницы никакой! Я так и не понял, как мы ехали и как не свалились с дороги. На Таймыре у водителей видимо вырабатывается особое шестое чувство, чтобы можно было ездить по тундре вслепую. И мы вот так ехали и боялись. А потом вдруг появился огонёк, и в этом огоньке наш водитель опознал автобус. Он остановил машину, сказал, чтоб мы быстрее шевелились и вылезали, сам помигал автобусу фарами. Мы вылезли, и поймали себя на остром ощущении - мы этим потом делились, все об этом подумали - а что, если автобус проедет мимо, таксист тоже уедет, и мы останемся в совершенно чёрной заметаемой снегом тундре? Хехех. Это было страшно, но мне это понравилось. Водитель вылез, отдал нам наши рюкзаки и пошёл к остановившемуся автобусу. Он был ну очень заболивый. Мне Артём потом объяснил, что взаимовыручка и отзывчивость - это необходимое условие, чтобы выжить в таких суровых местах, и это совсем не роскошь человеческих отношений, без этого тут просто невозможно. Нас аккуратно посадили, и мы среди других беззаботных пассажиров спокойно доехали до Норильска. Уже в городе, проезжая мимо Медного завода, мы неожиданно увидели то, на что уже махнули рукой за недостатком времени. Там, вдалеке, в кромешной тьме, прямо из ниоткуда выливалась и текла огненная река - из плавильного цеха сливали шлак. Выглядело это инфернально, впрочем как и многое в Норильске. :)

В этот день, пока мы развлекались с Дудинкой, Артём с приятелями ушёл в Тундру. Он потом говорил, что зря они это затеяли, неподходящая для этого была погода. Но ничего, всё обошлось хорошо и у него и у нас. Теперь, когда мы благополучно вернулись в Норильск, я предлагал Дане с Леной гулять по центру, я должен был им показать всё-таки Комсомольскую улицу, на которую мы не вышли вчера, отвлёкшись на озеро Долгое. Но народ что-то подустал, или приключения с пургой в тундре надломили моих спутников морально:), я не знаю, однако они решили побыстрее оказаться в гостинице и завалиться спать. Я созвонился с Артёмом и провёл вечер в его душевной компании, сидя в кафе, слушая истории и рассказывая чего-то сам. Как быстро прошли эти три дня! Мне было грустно, было очень мало Норильска. Мы простились с Артёмом. Я ему теперь хочу выразить особую благодарность - это человек редкий и необычный даже для Норильска. Он очень душевный, любит и знает природу родного северного края, никогда не отказывает в помощи приезжающим в Норильск. А их через него каким-то образом проходит много. :) Всем он старается устроить интересную программу и помочь провести время с толком. Нам он тоже очень старался помочь, и помог конечно, без него ни Дудинки ни перевала нам бы не видать. Спасибо и приятелю его Стасу, который возил нас на своей машине по снежному серпантину, рискуя застрять там где-нибудь в темноте. У меня осталось очень тёплое чувство от общения с норильчанами.

У нашей гостиницы.
Всё-таки очень уютные были улицы Норильска зимой. Летом, я помню, всё вокруг имело некоторый
постапокалиптический оттенок. Зимой не так. Зимой улицы таинственно жёлтые, медленно заметаемые метелью... хорошо.

На этом третий день прогулок по Норильску подошёл к концу. А завтра с утра мы собирались развлекаться с журналистами.

--------------------------
День 4-й. Отъезд

• 1
Ни разу там не была :)
Благодаря вашим фото, наконец-то, увидела ее.

Чтож, может мне ещё что-то интересное удастся показать норильчанам! :)